Какие вопросы UX/UI-дизайнер должен задать клиенту перед началом работы
Дизайн Дизайн

Какие вопросы UX/UI-дизайнер должен задать клиенту перед началом работы

О продукте и ТЗ

Илья Семенов - старший проектировщик пользовательских интерфейсов ИТ-компании «Рексофт».

В идеальном мире перед началом проекта у дизайнера должна быть на руках вся подходящая для работы информация. Но мы живем не в идеальном мире.

Давайте рассмотрим Топ-5 вопросов, которые следует задать заказчику перед началом работы, чтобы потом не переделывать её.

Итак, начнем:

Действительно ли техническое задание представлено в финальной редакции?

Продукт начинает свой жизненный цикл с формирования сборника требований к нему. Этим сводом чаще всего является техническое задание (ТЗ). В нем подробно изложена информация о технологии работы будущего продукта, целевой аудитории, а также функциональности, которая должна обеспечивать работу этого продукта. Часто такое задание дается в виде «сырца», наброска, которой в процессе работы будет обрастать подробностями. Для того чтобы не попасть в ситуацию, когда под существенные изменения не попала часть задания, относящаяся к части дизайна и функциональным требованиям, необходимо тщательно изучить эти аспекты, максимально проговорить их с заказчиком.

Для отрисовки UI используем фирменный стиль компании (а также предыдущие UI-наработки компании, если они есть) или создаем новый для конкретного продукта?

Часто новый продукт создается не на пустом месте, а в рамках другого продукта или блока сервисов компании. Исходя из этого, мы уже имеем набор стилистических и цветовых правил и требований к оформлению UI-компонентов. В этом случае следует просто подтвердить, что новый продукт будет создаваться, опираясь на эти правила. Если сервис создается «с нуля», необходимо сделать набросок так называемого mood board’a, чтобы согласовать стилистику и цветовую гамму с заказчиком.

Есть ли на рынке похожие продукты?

Бывают случаи, когда заказчик приходит с идеей продукта, который уже имеет аналоги на рынке. Для ускорения исследования рынка (которое является обязательным условием при разработке нового продукта) важно попросить клиента привести примеры этих продуктов. Можно уточнить у заказчика, что хорошего в данных продуктах, что плохого, неудобного, на чем сделать акцент, чем новый продукт будет превосходить сервисы, приведенные в пример.

Какой диапазон устройств для использования продукта?

Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда продукт создается только под конкретные платформы для определенных и узконаправленных целей. В этом случае UX/UI-специалисту не нужно продумывать варианты, как те или иные компоненты будут вести себя на разных платформах (смартфоны, планшеты, десктопы). Также это сэкономит время на создание невостребованных UI-компонентов для этих платформ. Важно обсудить этот вопрос перед запуском работы, даже если об этом уже сказано в техническом задании.

Какой будет уровень проработки прототипов?

Еще один немаловажный момент, который сэкономит на первоначальных этапах массу времени и исключит потенциальные серьезные исправления прототипа продукта, – это выбор типа прототипа для демонстрации. Существует несколько типовых разновидностей для стилей прототипа:

  • Прототип из примитивов (прямоугольники, кружки, квадраты и пр.). Здесь не требуется детальная проработка, и все UI-компоненты (текст, кнопки и пр.) показаны в виде примитивов.
  • Детальный прототип. Это усложнённая версия прототипа, здесь мы уже используем монохромное оформление проекта, кнопки выглядят как полноценные кнопки, а текст и заголовки приближены к реальным.
  • Раскрашенный прототип. Это уже полноценный продуктовый прототип, созданный на базе уже имеющихся UI-компонентов.

Стоит предварительно узнать, как лучше преподносить заказчику прототип продукта на первоначальном этапе, так как далеко не все заказчики способны на основе примитивов увидеть целостную картину продукта.


Про бизнес и цели

Евгений Шевцов - руководитель UX-направления компании Usetech.

Сайты бывают разных типов: одностраничные лендинги, корпоративные сайты, интернет-магазины, полноценные приложения для заказа какой-либо услуги и так далее.

Одна из главных задач дизайна - решить проблему пользователя, а их может быть масса: узнать расписание поездов, узнать стоимость ремонта автомобиля или записаться на прием к врачу.

У каждого такого сайта или приложения существует заказчик, который вынашивает в голове идеи по созданию «самого лучшего» сервиса. Он обращается к дизайнеру, чтобы визуализировать свою идею и, если дизайнер правильно и грамотно выяснит все потребности, то результате может получиться успешный и удобный сайт или приложение.

О чем ваш бизнес?

Прежде всего дизайнеру важно понимать бизнес заказчика. Чем он занимается, какую позицию занимает на рынке, какая целевая аудитория (ЦА) пользуется его продуктами, кто эти люди:

  • какой возраст у пользователей;
  • какое финансовое положение;
  • есть ли дети;
  • какой социальный статус

Так вы глубже поймете потенциального пользователя и сможете сделать лучшую версию дизайна, настроенную на конкретную целевую аудиторию.

Важно, что информацию можно получить не только с самого заказчика, но и заняться собственным исследованием, например, почитать в интернете отзывы о заказчике, его услугах и продуктах. Так у вас сложится более полная картина для дальнейшей работы.

Какая основная цель сайта?

Обязательно выясните, какую цель ваш заказчик ставит перед созданием сайта, какие задачи он планируем им закрыть. Он знает, что "быть в онлайн сейчас модно", а в связи с пандемией еще и необходимо, но вот цели в голове и на деле могут отличаться.

На практике бывает так, что заказчики заходят в тупик, рассуждая, что лучше - показать информацию о товаре или начать продавать товар на своей площадке.

Каждый сайт или приложение должны преследовать цели, например:

  • Продавать товары;
  • Получать больше лидов;
  • Выполнять целевую функцию (запись на прием к врачу, оформление страхового полиса и тд.)
  • Повышать узнаваемость бренда;
  • Информировать о работе компании.

Так или иначе, пусть он проговорит это с вами. Обсудите с ним, какие показатели он хочет улучшить и\или повысить. Объясните ему разницу в трудоемкости реализации того или иного сценария.

Есть ли уже сайт?

Бывает так, что заказчик приходит к вам уже с готовым сайтом и просит провести его редизайн или улучшить отдельные моменты.

Важно понять, для чего этот редизайн вашему заказчику. Возможно, у него уже есть собранные метрики о том, что текущий дизайн не решает проблему и клиент "отваливается" на каком-то из этапов.

Обязательно узнайте и составьте список того, что не нравится заказчику в текущей реализации, чтобы не повторить уже сделанных ошибок. Узнайте, есть ли подключенная аналитика на сайте и можно ли с ней ознакомиться. Посмотрев в статистике на клики и вебвизоры, можно выдвинуть гипотезу, почему клиент не прошел дальше и на каком моменте он потерял интерес.

Кто ваши конкуренты?

У всех заказчиков существуют конкуренты. Ваша цель узнать:

  • Какие есть преимущества перед конкурентом;
  • Какие есть недостатки перед конкурентом;
  • Какие решения на сайте конкурента нравятся вашему заказчику, а какие нет.

Какие визуальные предпочтения вам нравятся?

Обязательно спросите у вашего заказчика, а что ему нравится.

Попросите дать ссылки на сайты, от которых он в восторге или элементы интерфейса, который он считает максимально удачными. А еще не забудьте про сайты, которые не нравятся, заказчик о них расскажет охотнее и красочнее, потому что они, возможно, доставили ему неудобства.

Выясняйте все максимально подробно, при возможности:

  • каков цвет его бизнеса или какой нравится ему;
  • какие шрифты ему нравятся больше (с засечками или без, округлые или моноширные);
  • узнайте, какие элементы интерфейса ему показались удобными (например, корзина в интернет-магазине, от удобства которой он в восторге).

Даже, если заказчик в этом плохо разбирается и говорит: "ну я даже не знаю, предложите вы", не стесняйтесь, проявите эмпатию, подскажите пару вариантов, напомните об использовании популярных сервисов, выслушайте рассказ о его опыте.

После сбора данных о том, что вашему заказчику реально нравится - соберите доску настроения.

Доска настроения или mood board (иногда их еще называют inspiration boards) – это своеобразное превью дизайна. На доске располагаются идеи для вдохновения (объекты в одинаковой цветовой палитре, сайты с приятной типографикой, схожие по смыслу фотографии), которые помогут вам визуализировать ваш проект и презентовать его закзачику.

Есть ли фирменный стиль?

Иногда бывает, что у заказчиков уже есть фирменный стиль (а иногда и брендбук): логотип, цветовая гамма и фирменные шрифты. В таком случае это облегчает работу дизайнеру и ускоряет процесс отрисовки экранов:

  • не нужно тратить время на подбор цветовых палитр и шрифтов;
  • в фирменном стиле уже есть правила, на которые можно опереться;
  • исключается возможность вкусовщины и нравится / не нравится.

Сколько вы готовы вложить финансов и времени в разработку?

Очень важно, чтобы ваш заказчик понимал, какие этапы его ждут при разработке сайта, чтобы все этапы были для него прозрачны. Вам необходимо донести до заказчика понимание того, что создание макета - это всего лишь малая часть проекта, а цена на разработку будет расти пропорционально его аппетитам.

Расскажите, что разработка сайта или приложения состоит из следующих этапов:

  • исследования и аналитика;
  • проектирование;
  • дизайн
  • front-end разработка;
  • back-end разработка;
  • тестирование.

Эти этапы не всегда требуются в процессе разработки, но важно прояснить этот момент "на берегу". Ведь для каждого этапа необходимо время. Успешные продукты не собираются за два выходных дня и не приносят прибыль на третий день после подписания договора. Узнайте, кто будет заниматься копирайтингом, подборкой фотографий на сайт, есть ли аудио-видео контент, заложен ли бюджет на все это.

Какие функции должны быть на сайте?

Это один из самых главных вопросов, который нужно задать заказчику. Здесь необходимо максимально подробно узнавать, какие функции будет выполнять сайт.

Из жизненного опыта: заказчик говорит о том, что ему нужна всего одна страничка с тремя фотографиями.

При опросе выясняется, что это будет одна страница, со слайдером акций, на странице будут товары, которые разнесены на категории, подробно эти товары можно открывать в модальных окнах, смотреть подробное описание, смотреть галерею фотографий данного товара, а еще можно положить его в корзину и купить, рассчитавшись через платежную систему.

Как видите, объем работ гораздо более ёмок, чем "три фотографии на одной странице" и в этом нет вины заказчика, ведь он не всегда понимает процесс работы над сайтом и для него выглядит всё именно так.

Не ленитесь, выясняйте максимально подробно, что в голове у заказчика. Если не поняли - переспросите, лучше выяснять эти моменты сразу, а не на этапе сдачи проект.

Ответственные лица и сроки

Обязательно узнайте, кто будет курировать проект со стороны заказчика и какие полномочия на него возложены. Сможет ли представитель заказчика оперативно реагировать на правки и сможет ли быть на связи в нужный момент. Оговорите сроки проведения работ и промежуточный показ выполненной работы, чтобы понимать, в нужном ли направлении идет работа. Так же всегда оговаривайте время созвона и планируйте встречи, чтобы у вас была возможность максимально подготовиться к ней.

Нужна ли техническая поддержка?

Важно спросить у заказчика, чьими силами будет выполняться поддержка проекта после его реализации. Кто будет обновлять контент, кто будет обновлять новости и товары на сайте, а также, узнать, кто будет заниматься техническими проблемами, если вдруг что-то сломается.

Это базовый, но далеко не полный список вопросов, которые необходимо задавать заказчику во время старта проекта, все будет зависеть от условий, самого заказчика, специфики проекта.

Обязательно оговаривайте дедлайны и показ промежуточных вариантов.

Обязательно закрепляйте все полученные требования в техническом задании, это будет самым важным документом при разработке проекта как для заказчика, так и для вашей команды, которая будет трудиться вместе с вами. Этот документ поможет всем вам смотреть в одну сторону и создавать максимально удобный и полезный продукт, решающий потребности пользователей.