Как писать креативные сценарии без ухода в творческий ступор
База знаний База знаний

Как писать креативные сценарии без ухода в творческий ступор

Возможно ли постоянно производить интересные сценарии и проекты? Со стороны порой кажется, что это интересно и весело; и только криэйторы “внутри процесса” знают, как иногда мучительна творческая работа. Чтобы создать что-то вроде креативного конвейера, нужно правильно декомпозировать процесс на элементы, и автоматизировать и формализовать все, что можно. А то, что составляет креативное зерно проекта — придумывать творчески, без шаблонов. Как ставить задачи “на поток”, чтобы создавать фото- и видео-креативы без остановок, усталости и самоповторов, говорит креативный директор TRIKO Илья Калимулин в этом материале.


Карим Рашид, Барак Обама и принципы формализации 

Один из величайших промышленных дизайнеров современности Карим Рашид, и 44-й президент США Барак Обама объясняют принцип формализации так: в гардеробе должно быть, условно, 30 одинаковых белых рубашек, 30 пар одинаковых носков, несколько костюмов и галстуков — на месяц вперед. Чтобы специалист с высоким уровнем ответственности за принимаемые им решения, не забивал себе ежедневно голову вопросом “Во что одеться?” Ведь время и труд такого человека — очень дороги. Человек, принимающий глобальные решения, не должен отвлекаться: его рутину надо заранее обдумать и обеспечить шаблонами и (или) чек-листами.

Так же мы в TRIKO подходим и к созданию креативного продукта. Когда клиенты от нас ждут нестандартных и творческих решений их задач, мы должны иметь систематизированный план работ. Весь алгоритм подготовки креативного сценария или проекта — будь то фильм, интеграция или видеоролик, был расписан пошагово. И этому плану можно было бы следовать, не тратя лишнего времени на самопроверку. Не надо заново придумывать колесо, и остается достаточно ресурса, который можно вложить в настоящее творчество.


Этап 1. Бриф и тритменты

Независимо от того, где креативную команду застает этот этап (на стадии тендера для агентства, при выборе самим агентством режиссеров и сценаристов и т.п.), этап брифа и “обработки” тритментов связан с максимальным уточнением всех деталей, на которых вырабатывается дальнейшая креативная production-концепция.

Бриф — это этап разборки на “запчасти” всех запросы и требований клиента к продакшену. Обсуждаются и детализируются все ключевые пойнты, идеи и требования клиента или бренда, плюс креативные идеи и концепции. Отсюда вырастет и синопсис сценария, и креативная концепция. 

Тритмент — это трактовка и свободное изложение сценария материала режиссером. До того как появится этот документ (например, презентация в pdf на 20-50 страниц), важно убедиться, что режиссер и команда четко понимают задачу. И ни у кого нет никаких пробелов в понимании концепций будущего ролика. В тритментах прописано все о том, как режиссер намерен реализовать историю: от того, какой свет должен быть на площадке до типажей или конкретных имен актеров для ролика. Как правило, у режиссеров нет времени на подготовку тритментов, поэтому их сборку и подготовку обычно берет на себя команда агентства, в лице копирайтера и дизайнера.


Этап 2. Шаблоны 

Рабочий опыт в креативе и production меня убедили: шаблоны вообще крайне важны. Их наличие позволяет формализовать списки требований к блокам работ, не отвлекаться на разработку форматов документов или составление проверочных вопросов. Тогда заниматься именно креативом — проще и быстрее. Например:

  • Форматы оформляемых документов — должны быть единообразны и понятны всем участникам процесса. Все, вплоть до шрифтов, разбивки документов на блоки, должно быть “стандартизировано”, чтобы каждый участник проекта мог легко ориентироваться в массиве информации. И в то же время — не вносил “отсебятины” или изменений, которые задерживают процесс, потому что отвлекают от его привычного течения. 

  • Для разных подзадач — разные документы. Например, нужен отдельный документ или блок под задачу “закадровый голос”; отдельный — под задачу “пометки для перебивок”, важный для монтажеров. Чтобы ответственные за определенные блоки работ люди не путались в “не-своих” текстах и пометках. 

Вся коммуникация по проекту должна проходить на одном языке. Если нет заготовок и шаблонов, то креатив и фантазия могут выйти за пределы необходимого и нужного. И потом, например, бедному монтажеру приходится мучиться, собирая ролик по наитию. Когда в шаблоне прописано: “нужно показать продукт на третьей секунде”, то монтажеру все понятно. 

На этапе подготовки порой приходится повозиться: у production-команды TRIKO есть, например, опыт написания трех сценариев в одном проекте. Один пишется для съемочной группы, второй — для монтажера, третий —  для актеров. Даже если это кажется избыточным в начале, опыт доказывает: каждая группа “работников” получает только свои задачи, и поэтому работает быстрее, эффективнее и креативнее.

Бывает, что уже утвержденные сценарии приходится заново переписывать. Так, весной 2020 года, нам в TRIKO пришлось в ускоренном порядке переделывать уже готовый сценарий из-за всероссийских “карантинных каникул”. Изначально предполагался production двух видеороликов для марки детских кремов “Мое солнышко” на природе, но пандемия внесла свои коррективы и сделала натурные съемки временно недоступными. Но команде удалось выполнить поставленные задачи, изменив сценарий и production-процессы. Во многом нам удалось реализовать этот проект благодаря слаженной и отчасти формализованной работе. 


Этап 3. Перепроверка деталей

Обязательно должен быть отдельный блок “перепроверки деталей”. Чек-листы для проверки у каждой команды — разные, но “общий план” примерно таков:

  1. Проверка текста. Нужно проверить его на формальную последовательность действий и убедиться, что блоки сценария логично стыкуются друг с другом. Не все знают, например, о разнице между российским и международным восприятием одних и тех же сюжетов. И это не всегда на пользу креативу. Российским зрителям надо объяснять, как герой или продукт из одного кадра “перешел” в другой. Условно, если в предыдущем кадре красивый автомобиль попал под пресс, то надо ухитриться в коротком ролике объяснить, почему в следующем кадре он стоит в поле. Европейский зритель считывает смыслы и месседжи без таких пояснений — а россиянину (по крайней мере, так считают заказчики) это важно. Подобные “объяснительные” связки забирают хронометраж — а можно было бы в эти 2-3 секунды показать что-то ценное или передать ключевое сообщение. Впрочем, автотематика всегда не проста для production. “Люксовые люксы” столь похожи друг на друга, что порой требуются огромные усилия креативной команды, для выработки оригинальной стратегии. В портфолио TRIKO есть кейсы продакшн и создания стратегий для детейлинг-центра, которые эту идею сложности подтверждают. 

  2. Проверка сценария на число вложенных в него ключевых сообщений. Частенько заказчику важно “в один ролик вложить вообще все сообщения”. Не осуждая его желание сэкономить, отмечу — если месседжей слишком много, то зритель может просто потеряться в них.

  3. Вычитка формулировок на длинноты и двусмысленности. В долгой работе и у сценариста, и у копирайтера глаз “замыливается”. Поэтому нужно дать текстам отлежаться, а потом еще раз их вычитать. Важно, чтобы “текст лился ровным потоком без завихрений или торможений”, формулировки были бы понятными и слишком длинными. Ни одна фраза не должна читаться двусмысленно и не должна противоречить ТЗ и формату проекта. Условно говоря, если формату радио “Максимум” джингл спец-программы “Кино без дубля” подходит на все 100% (попробуйте прочесть это вслух, громко и быстро), то для такой же спец-программы на радио “Классика” не подойдет вовсе. 

  4. Отдельная тема — вычитка готового текста вслух “с выражением” со всеми актерами. Это нужно не только для проверки хронометража, но и для оценки будущего ролика на мелодичность. 

Как только все этапы и подзадачи выполнены и подтверждения от заказчика получены, можно браться за сами съемки.


Бонус: малые формы и лайфхаки фотографа

Когда речь идет о большом и сложном проекте и продакшене, например, с привлечением актеров, 3D-моделлеров или видео-графиков, то и процесс создания, “полировки” и реализации сценария довольно сложен. Но то же самое верно и для “малых форм” — кажущаяся простой задачей фотосъемка строится по тем же принципам. Это подтверждает наша фотограф Светлана Ундалова. 

Примерно как в истории с видеосценарием, важно ответить на вопросы: кого мы снимаем? Что это за персонаж, модель, актер? Какова локация, есть ли у нее особенности? Какой месседж мы хотим донести? Далее формируется тритмент: история и идея съемки “прорастают” в понимание самого фотографа. Создается мудборд, в котором отражаются идейные и технические моменты будущей съемки. 

На следующем этапе “включаются” шаблоны и чек-листы: все технические моменты нужно довести до автоматизма. Так, приходя на съемку, фотограф не должен тратить время на раздумья о том, какое оборудование взять и как его поставить? У Барака Обамы для подобной рутины есть помощники, а фотограф сам себе для той же цели создает мудборд. 

Бывает, что прямо на съемке возникает “ошеломляющая” идея, и ее участники команды стараются тут же воплотить. С учетом того, что это отнимает время, хорошо, если у вас как минимум есть план съемок, раскадровка и тайминг. Ведь, только если вы подготовились к работе заранее, то у вас будет ресурс или запас времени на “отклонения от плана”. Кстати, чаще всего из “ошеломляющих” идей на площадке не получается ничего толкового: поэтому особенно важно, чтобы потраченное вами на “внезапности” время было не последним из того, чем вы располагаете. 

В зависимости от цели и типа съемок — фото или видео, lookbook или editorial, нужно и несколько раз переодевать модель или менять локации, у вас должен быть шаблон определения тайминга. Ведь вам нужно знать время, чтобы все успеть. Чтобы, если вы приготовились ко всему, то ваши риски “не успеть” или “не смочь” свелись к минимуму.


В качестве итога

У каждой команды, в зависимости от специализации и опыта, подход к набору шаблонов, дедлайнов и чек-листов будет свой. Но основная идея любого продакшена проста — чем тщательнее и подробнее подготовка, тем проще и быстрее пройдет процесс съемок и постпродакшна. 

В любой команде может случиться “коллапс”, когда вдруг заканчиваются идеи. Подобное может говорить об усталости и необходимости отдыха или перерыва. Нам в TRIKO порой помогает методика “продолжать говорить без остановки” — словно прорываясь через застой и усталость, прорабатывая сценарий на все лады. Подобно марафонцу, команда проекта может внезапно обрести второе дыхание. 

Главное — помнить, что любой проект при желании и достаточной формализации — во имя креатива, который, по словам Стивена Кинга, похож на игрушку йо-йо: “Ты можешь оттолкнуть хорошую идею от себя, но она все равно останется на дальнем конце резинки. Она не умирает там, она лишь спит. А потом, когда ты забудешь о ней, она вернется и хлопнет тебя по голове.”

Подписывайтесь на нас в соцсетях, если хотите быть в курсе последних событий в сфере бизнеса и технологий.

Не менее интересные публикации