ќнлайн-хакатон: как мы удаленно организовали работу 60 »“-команд на целую неделю
“ехнологии “ехнологии

ќнлайн-хакатон: как мы удаленно организовали работу 60 »“-команд на целую неделю

–инат «иганшин, руководитель бизнес-акселератора Digital SuperHero (√  InnoSTage).

 оронакризис создал новые услови€ дл€ »“-мира и внес коррективы в текущие проекты. ќжидалось, что с апрел€ по сент€брь  азань станет точкой прит€жени€ талантливых команд Ч к запуску готовили марафон хакатонов Digital SuperHero. ќднако пандеми€ внесла свои правки, и у нас было две недели на то, чтобы перестроитьс€ на удаленный режим.  ак итог, с 23 по 30 ма€ состо€лс€ первый онлайн-хакатон в “атарстане на тему Ђ»нтеллектуальные транспортные системы и элементы ситуационных центровї*. Ќа 7 дней он объединил 180 человек из 35 городов дл€ решени€ шести не самых простых задач.

-__3.jpg

ѕеревод меропри€ти€ в онлайн в первую очередь сказалс€ на сроках Ч мы решили отказатьс€ от идеи двухдневного меропри€ти€ и прин€ли решение провести его в течение недели. —то€ла задача не только удаленно собрать людей из разных точек –оссии, но и на семь дней организовать их работу. «десь важно отметить, что, когда проводитс€ 24-часовой или 48-часовой хакатон, чаще всего датами проведени€ станов€тс€ выходные дни, и фактически это помогает участникам сосредоточитьс€ только на хакатоне. ѕеревод хакатона в недельный формат означал, что участникам предстоит работать над задачами в будние дни, поэтому первым шагом создани€ удаленного конкурса стало обеспечение взаимодействи€ между участниками и экспертами.


—оздание рабочего пространства

— технической точки зрени€ мы выбрали платформу, котора€ работала по принципу Ђединого окнаї, поддерживала одновременно большое количество функций. ѕочему это было важно: если в офлайн-хакатоне единой точкой сбора и работы становитс€ помещение, то в онлайне эту функцию должна была выполн€ть платформа, поддерживающа€ большинство возможностей:

  • регистраци€ и организаци€ собственной команды,
  • организационные вопросы,
  • коммуникаци€ между участниками и экспертами,
  • доступ к общению с другими командами,
  • возможность выгрузить решение,
  • возможность посто€нно иметь под рукой Ђдорожную картуї меропри€ти€.

„то касаетс€ регистрации, то одним из требований к »“-специалистам было участие в меропри€тии в составе команд, поскольку одиночным участникам было бы трудно справитьс€ с поставленными задачами без поддержки. ѕри этом наш хакатон предусматривал два варианта подачи за€вки Ч индивидуальный и командный. ”частник, чаще всего капитан, у которого команда была сформирована, просто регистрировал ее на платформе. ѕри этом он мог видеть участников, зарегистрировавшихс€ индивидуально, и приглашать их к себе в команду. ” одиночного участника была возможность создать собственную команду пр€мо на платформе Ч он мог присоединитьс€ к текущим командам или объединитьс€ с остальными специалистами, которые также подали индивидуальную за€вку.

” каждого был личный кабинет, выбор номинации и задач, доступ к вебинарным площадкам, обеспечена возможность общени€ с экспертами, организаторами и другими участниками через чаты.


ѕомнить, что онлайн-хакатон Ч это тоже про нетворкинг

≈ще один важный блок задач при организации онлайн-хакатона Ч это коммуникаци€ и образовательна€ часть. ¬ рамках программы хакатона был разработан график консультаций от экспертов. ¬ нем было предусмотрено два типа взаимодействи€: первый Ч строго по графику в отведенное дл€ команды врем€, второй Ч в выделенное врем€, в течение которого люба€ команда могла подключитьс€ к Zoom-комнате и получить ответы на свои вопросы. Ёто позволило участникам получать обратную св€зь на прот€жении всего меропри€ти€.

ƒл€ помощи в решении каждой из шести задач хакатона была сво€ группа экспертов. √рафик консультаций обеспечивал каждую команду индивидуальным слотом времени. ¬сего работало около 30 экспертов по 3Ч4 человека в группе: эксперты по предметной области и технические специалисты.

≈жедневно параллельно работало 6 Zoom-кабинетов.  роме того, кажда€ группа экспертов вела отдельные чаты дл€ оперативных запросов команд по своему направлению. “акже работал общий чат дл€ информировани€. ѕо нашим подсчетам, состо€лось около 400 часов консультации.

ѕомимо этого, были организованы общие образовательные вебинары по работе с платформой Ђ—итуационный центрї (один из треков хакатона), на которой участникам нужно было реализовывать задачи, а также вебинар с рекомендаци€ми по защите своих проектов.

 лючевые событи€ проекта Ч открытие и финал Ч прошли в пр€мом эфире с помощью Zoom. ќткрытие, финальна€ защита и награждение проектов были публичными.   назначенному времени удаленно подключались участники, члены жюри и организаторы хакатона.

¬о врем€ открыти€ мы постарались, пусть и удаленно, но сохранить элемент торжественности Ч участников в Zoom приветствовали организаторы и партнеры. «ащита проходила в онлайн-формате 6 часов: 12 финалистов публично в режиме реального времени представл€ли членам жюри результаты проделанной работы. ѕо итогам победили три команды.


—делать ошибки и выводы

Ёто был наш первый опыт онлайна, поэтому не обошлось и без ошибок. ”даленный формат сильно размыл географические границы, в результате чего мы работали с 180 участниками из разных точек страны. ¬ажно, они были из 9 часовых по€сов, причем в некоторых случа€х даже участники одной команды имели разницу во времени до 7 часов. ћы оказались в услови€х, где любые активности необходимо было планировать на дневное врем€, так как вечером по московскому времени у некоторых участников уже была полночь.

“ем не менее некоторым требовались дополнительные консультации. »з-за расхождени€ по времени мы были на св€зи с командами почти круглосуточно. ѕри организации следующего проекта мы рассматриваем возможность организовать дневные и вечерние смены экспертов Ч это позволит сделать график консультаций еще более гибким.

≈ще один момент: хакатон предусматривал регистрацию одиночных участников, и мы, как организаторы, рассчитывали на активное командообразование внутри платформы. ќднако мы не продумали механику знакомства участников на платформе. ¬ результате незнакомым между собой специалистам было не так просто начать общение друг с другом, поэтому таких команд было не так много, как мы ожидали. ¬ывод следующий: на будущих хакатонах мы планируем предусмотреть интерактивы, которые позвол€т участникам начинать общатьс€ заранее.

* ћарафон хакатонов Digital SuperHero Ч совместный проект –еспублики “атарстан, ћинцифры –“, √Ѕ” ЂЅезопасность дорожного движени€ї –“, группы компаний InnoSTage, бизнес-акселератора Digital SuperHero и Ђјк Ѕарс Ѕанкаї.  лючевым партнером хакатона Ђ»нтеллектуальные транспортные системы и элементы ситуационных центровї выступает компани€ Ђ азань-“елематикаї (входит в концерн Ќ“—), специализирующа€с€ на создании комплексных масштабных решений в области »“— и беспилотного транспорта.

Ќе менее интересные публикации